О доверии


Доверие является основой всех человеческих отношений. В своем академическом издании Ф. Фукуяма пишет, что «доверие — это возникающее у членов сообщества ожидание того, что другие его члены будут вести себя более или менее предсказуемо, честно и с вниманием к нуждам окружающих, в согласии с некоторыми общими нормам». П. Штомпка дает свое, интересное определение, но по смыслу полностью совпадающее с предыдущим. Он считает, что «доверие есть ставка в отношении будущих непредвиденных действий других». Так, доверяясь врачу и надеясь, что он не причинит нам умышленного вреда, мы рассчитываем на его верность клятве Гиппократа и установленным правилам медицинской профессии.

По наблюдениям Марка Тулия Цицерона: «Доверие можно снискать двумя качествами: если вас признают дальновидными и справедливыми. Ведь мы чувствуем доверие к тем людям, которые, как мы думаем, понимают больше, чем мы, и, которые, как мы верим, предвидят будущее и всякий раз, когда что-нибудь случается и положение становится опасным, способны найти выход из него и своевременно принять решение; ибо люди считают это полезной и истинной дальновидностью. С другой стороны, к справедливым и верным людям, то есть к честным мужам, мы чувствуем доверие при условии, что они не вызывают у нас подозрения насчет их склонности к обману или противозаконию. Из этих двух качеств более могущественна в деле снискания доверия справедливость, так как она, даже без дальновидности, достаточно убедительна; дальновидность без справедливости бессильна в этом отношении. Ибо чем человек изворотливее и хитрее, тем больше ненависть и подозрение он навлекает на себя, после того, как его перестанут считать порядочным.» (Цицерон, М.Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях) Таким образом, минимальными признаками возможности оказания доверия человеку является наличие у него высоких моральных принципов и способности к мышлению.

Понимание сущности доверия необходимо в любой области жизни. Если говорить об управлении, то можно отметить, что высшие менеджеры часто попадают в информационную зависимость от своих подчиненных, которые поставляют им субъективно окрашенные данные, оценки и предложения. В зависимости от своих интересов сотрудники могут, также, скрывать либо искажать необходимую информацию. Не имея объективных критериев оценки достоверности поступающей информации, руководитель часто принимает решения в пользу того, кто способен лучше «подать» свои данные. Передача подчиненным функции подготовки информации может приводить к утрате контроля над ситуацией и появлению противоречивых решений. В такой ситуации руководитель реализует решения, принятые подчиненными, и теряет управление событиями.

Выходом из данного положения является построение системы перекрестного объективного контроля, определение количества и качества информации, необходимой каждому уровню управления. Причем система контроля должна существовать в любом случае, независимо от степени доверия между людьми. Достоверность информации можно проверить путем: сопоставления высказываний с реальными фактами, выявления противоречий в фактах и высказываниях; сопоставления с аналогичными обстоятельствами и событиями в рамках близких контекстов, сравнения полученных данных с другими источниками информации.

Стоит, также, задуматься и о причинах недоверия сотрудников менеджменту организации. Как правило, недоверие возникает в случае, когда руководитель не выполняет взятые на себя обязательства или его слова расходятся с поступками.

#отношения

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square