Мастерство человеческих взаимоотношений


Бенджамин Дизраэли, премьер министр Англии в XIX веке, как-то сказал: “Ни один успех в общественной жизни не может ком­пенсировать потери в личной жизни. Ваши личные взаимоотноше­ния будут брать верх над всем остальным.”

Знание того, как развить и поддерживать превосходные челове­ческие взаимоотношения, может сделать для вашей карьеры и лич­ной жизни больше, чем, наверное, что бы то ни было другое, что вы можете совершить. Неспособность уживаться с другими является главной причиной неудач, крушений и несчастий в жизни и карьере. Иногда неудовлетворенность партнером настолько сильна, что, знай мы, что такое может случиться, первым делом позаботились бы никогда не вступать в эти отношения.

Существует ряд правил, позволяющих прогнозировать результаты взаимоотношений. Зная общие закономерности развития отношений и ситуаций можно всегда знать, когда вступать в отношения и как из них выходить. Основой отношений являются ресурсы, которыми один субъект располагает, а другой - нуждается. Для успешных взаимоотношений важно, чтобы мы давали друг другу то, что нужно, и получали то, в чем нуждаемся сами. Но даже если кто-то и догадывается об этом, то вопрос об интересах партнера вызывает, как минимум, удивление.

Деловое партнерство, брак, общение родителей и детей всегда будут успешными, если партнеры действуют по понятным сторонам правилам, взаимовыгодно и без принуждения. Если при этом удовлетворяются потребности партнеров в любви, уважении и развитии, соответствуют их образ мышления и моральные ценности, то жизнь обязательно будет счастливой. Одно из жизненных правил: человек интересен настолько, насколько он может отдавать; но, чтобы отдавать, необходимо иметь. Применительно к любви это будет так: вас любят, если вы сами любите; именно ваша способность любить и вызывает любовь в другом человеке.

Отношения – это форма взаимного удовлетворения потребностей партнеров на регулярной основе. «Но я думаю иначе! — И поэтому ваша жизнь не работает!»

Еще одна проблема во взаимоотношениях — поиск взаимопонимания друг с другом. Вопрос о том, всегда ли мы понимаем друг друга, воспринимается как риторический, ведь конфликты случаются между странами и супругами, между предприятиями и приятелями, между детьми и родителями. Барьеры на пути к пониманию выстраиваются на протяжении всей жизни человека.

Исследования ученых показывают, что уровень взаимопонимания среди людей, как правило, не превышает 32-45%. Почему логическая аргументация часто не воспринимается партнером? Для того, чтобы адекватно понимать друг друга, необходимы:

- желание понять друг друга (интерес друг к другу);

- общая понятийная платформа;

- сопоставимый уровень моральных качеств;

- одинаковые критерии оценки решений;

- доверие к партнеру;

- понимание инструментов эффективного взаимодействия (win-win);

- знание особенностей нервных реакций друг друга (скорость мышления, личные когнитивные ошибки и др.).

Более подробная расшифровка последнего пункта включает:

1. Физиологический барьер. Сложности в понимании могут возникнуть из-за психофизиологических особенностей человека. К физиологическим барьерам также относятся: нестабильное эмоциональное состояние, усталость, недосыпание. Барьером в общении может стать такая индивидуальная особенность, как скорость обработки информации. Один человек мыслит очень быстро, другой — медленно.

2. Семантический барьер. Память каждого человека хранит огромное количество образов и их словесных определений. Каждый человек придает словам определенное значение в зависимости от собственного опыта.

3. Внутренние установки. У каждого из нас накоплен свой опыт общения, сформировались определенные взгляды, убеждения, которые носят устойчивый характер.

4. Реакция на определенные слова и фразы. Оказывается, одним из самых сильных фильтров, приводящих к неожиданному изменению поведения собеседника, является сформировавшаяся с детства устойчивая привычка реагировать на определенные фразы и слова. В речи собеседника по необъяснимой причине нас начинают раздражать, выводить из эмоционального равновесия некоторые слова и фразы.

Исследования ученых показывают, что существуют различные уровни, на которых происходят ошибки:

  • Уровень, связанный с практикой и опытом (Skill-based Level);

  • Уровень, базирующийся на правилах и протекании реакций (Rule-based Level).

  • Уровень абстрактного мышления, взаимосвязей (Knowledge-based Level).

Так много факторов, влияющих на взаимопонимание и допускаемые человеком ошибки. Но природа не обидела людей и дала им инструмент, использование которого позволяет получить приемлемые результаты. Этот инструмент называется здравый смысл. Использование здравого смысла значительно сокращает время решения любой жизненной задачи и минимизирует возможные ошибки. Основой эффективного применения здравого смысла является жизненный опыт, используя который можно вывести правила (эвристики), которым подчиняется решение жизненных проблем.

Мы часто не понимаем, как много понимания можно извлечь, имея знание эвристик здравого смысла. Авторы всемирно-известных бестселлеров в отраслях управления, организации производства, психологии общения, маркетинга (Р.Уотермен, Л.Якокка, Н.Паркинсон, А.Морита, К.Исикава, Ф.Котлер, Г.Болт, Г.Картер и др.), дают ценные советы здравого смысла. Однако в любом издании количество четко и лаконично сформулированных рекомендаций не превышает несколько десятков. Наиболее системно к формулированию эвристических приемов управления и психологии общения подошел Д.Карнеги (6 правил понравиться людям, 12 правил склонить людей к другой точке зрения, 9 правил влияния на людей).

Эвристики, то есть эмпирические правила, эффективно ограничивают поиск решения. Серьёзные ошибки могут быть отсеяны «фильтром здравого смысла», следовательно, не нанесут существенного вреда. Но, формулирование правил - это несколько иные, более глубокие абстрактные знания, чем обыденное мышление.

#отношения

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square