Лукавство успешных


Занимаясь исследованиями вопросов, связанных с прогнозированием поведения людей в различных ситуациях, я читаю большое количество разнообразных книг – от научных исследований до описания историй успеха. И если отношение к исследованиям было понятно, то чтение бестселлеров часто оставляло меня в недоумении.

Относительно недавно мне в руки попала книга Стивена Кови мл. и Ребекки Меррил «Скорость доверия», бестселлер, который должен был «изменить мою жизнь». А так как я профессионально занимаюсь доверием и его оценкой, то чем дальше я читала её, тем большие проблемы в применении предложенных подходов видела. Если принимать на веру те рекомендации, которые дают авторы, то получить обещанные результаты можно только случайно. В худшем же случае, последствия могут быть катастрофичными. Доверие – это важно, и действительно, «нет экономики более прибыльной, чем экономика доверия». Но оказанное человеку доверие совсем не обязательно повлечет доверие встречное. Поэтому, в серьезных вопросах, необходимо тщательно выбирать людей, которым можно оказывать доверие.

Я далека от обвинения авторов в том, что они намеренно хотели ввести в заблуждение своих читателей. Почему? Потому что очевидна неглубокая проработка вопросов, связанных с пониманием мотивации людей и возможностью их нерационального поведения. Значит ли это, что их собственный жизненный опыт ошибочен?

Лауреат Нобелевской премии Даниель Канеман в своей книге «Думать быстро и медленно» пишет, что «если глупое решение привело к успеху, потом оно вспоминается как гениальное». Канеман говорит, что перед тем как начать повторять историю известной компании, стоит вернуться в те времена, когда компания только зарождалась, и спросить себя, были ли последствия принятых решений предсказуемыми. Если нет, то, скорее всего, то, что теперь кажется последовательной стратегией, на самом деле является совокупностью хаотичных действий. Вывод, который делает Канеман, звучит так: «Если собрать все истории успеха вместе и пристально на них посмотреть, вы поймете, что общего у них только одно: им лихо подфартило».

Профессор London Business School Фрик Вермюлен по этому поводу пишет: «Бизнес-мифы, которые есть у каждой компании, появляются различными способами, но в большинстве случаев они так или иначе связаны с управленческой практикой, которую, опять же благодаря этим мифам, ошибочно принимают за успешную. Например, методика «Шесть Сигм» стала популярной из-за того, что в свое время компания General Electric широко ее внедрила. Однако GE была весьма успешной еще до использования этой методики, поэтому ее успех нельзя объяснить «Шестью Сигмами». Однако, несмотря на это, все сказали: «Если GE использует это, то это должно быть хорошая штука».

Со стороны кажется, что компании тщательно разрабатывают и продумывают свои стратегии развития. На мой взгляд, у большинства компаний стратегии вообще нет. Они просто делают то, что делают, особенно не задумываясь о том, почему то, что они делают, является хорошим набором вариантов и как это, обеспечит компании конкурентное преимущество. Действительно инновационные компании с четкой стратегией, которая сотворила с их бизнесом революцию, например, IKEA, Southwest Airlines, CNN, честно рассказывают о том, что никогда ничего не придумывали и не планировали заранее, и многое произошло с ними благодаря везению. Их заслуга в том, что они смогли разглядеть эту «удачу» и использовать ее себе на пользу. Лучшие компании пошли на очень большой риск и им повезло. На одну компанию, которая рискнула и сорвала джек-пот, приходится 99 компаний, которые также рискнули, но проиграли и ушли на дно. Однако об их неудачах вы никогда не услышите в новостях. А узнаете именно о той одной-единственной компании, которой все-таки повезло.

Компании и их руководители – как и все мы – склонны преувеличивать свои достижения и скрывать провалы. Секрет в том, что эти компании и их руководство управляют своей удачей сознательно. Это значит, что они ставят эксперимент за экспериментом до тех пор, пока не создадут настоящий хит. То есть вы не можете полностью запланировать успешную стратегию, но можете сделать многое, чтобы ее обрести. Действительно хорошие компании, которые тщательно управляют рисками и не бросаются в омут с головой, конечно, преуспеют, но их успех не будет столь оглушителен. И учиться следует именно у этих организаций, а не быть ослепленными успехом тех, кто на самом деле получил его нечаянно.

С помощью тщательного количественного исследования можно доказать, что многое в бизнесе не работает так, как все думали. То есть все думают, что результат достигается за счет способа Х. Однако в ходе исследования удается выяснить, что к этому результату приводит способ Y, а Х вообще приносит больше вреда, чем пользы. Я наблюдал такую картину в компаниях из самых разных сфер деятельности. Люди были уверены, что работает в их бизнесе, а что нет. И они ошибались.»

Можно сделать вывод, что практически все истории успеха – легенда, сформированная позже. Никто и никогда не расскажет правду о реальном пути к успеху. Как правило, реальный рецепт не так привлекателен, как результат. Но выделить основные факторы, повышающие личную конкурентоспособность можно. Тот, кто воспитал большую силу воли, умеет профессионально мыслить и выстраивать отношения с людьми (что непросто и требует труда) тот, обязательно достигает успеха. Весьма полезную информацию можно почерпнуть у тех, кто потерпел неудачу. А истории успеха нужны для того, чтобы поддержать уверенность в том, что рано или поздно, но все обязательно получится!


Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square