О моделях управления (часть 4)


Знание объектов (людей), предметов (технологий) и области (профессиональные особенности) управления.


Знание области управления является обязательным и оно, как правило, приобретается в процессе получения профессионального опыта. В эту часть логично вписывается теория И. Адизеса о распределении функций управления, поскольку одному человеку эффективно их осуществлять довольно затруднительно, а во многих случаях и невозможно.


Особенность сегодняшнего времени заключается в том, что скорость развития технологий значительно обогнала скорость развития человека. Если раньше через одну технологическую среду проходило несколько поколений людей, то сейчас наоборот: одно поколение людей живет на фоне постоянно меняющейся технологической среды. Поэтому, для эффективного управления необходимы знания, позволяющие: а) лучше понимать людей и правила системы, в которой происходит взаимодействие; б) активно пользоваться современными цифровыми технологиями. По мнению С. Караганова, «нужны целенаправленные усилия по предотвращению умственной деградации элит, которую несет цифровизация. Элита будущего должна быть готова и к ее использованию, и к защите от нее.» К сожалению, мы не встречали системных знаний по данным вопросам, наличие которых дает реальную возможность перехода на новый уровень методов управления. Ведь сегодня, как никогда необходимо стратегическое мышление и планирование.


Знание людей дает нам понимание их вероятных действий. Например, сочетание морали и мышления определяет степень возможного доверия между участниками процесса управления.


Доверие можно снискать двумя качествами: если вас признают дальновидными и справедливыми. Ведь мы чувствуем доверие к тем людям, которые, как мы думаем, понимают больше, чем мы, и, которые, как мы верим, предвидят будущее и всякий раз, когда что-нибудь случается и положение становится опасным, способны найти выход из него и своевременно принять решение; ибо люди считают это полезной и истинной дальновидностью. С другой стороны, к справедливым и верным людям, то есть к честным мужам, мы чувствуем доверие при условии, что они не вызывают у нас подозрения насчет их склонности к обману или противозаконию. Из этих двух качеств более могущественна в деле снискания доверия справедливость, так как она, даже без дальновидности, достаточно убедительна; дальновидность без справедливости бессильна в этом отношении. Ибо чем человек изворотливее и хитрее, тем больше ненависть и подозрение он навлекает на себя после того, как его перестанут считать порядочным. (Марк Тулий Цицерон. «О старости. О дружбе. Об обязанностях»)


Если к знанию характеристик добавить понимание интересов, то мы можем предсказать поведение людей и какие решения они примут в конкретных вопросах. На этом основана теория Владимира Лефевра по рефлексивному управлению, которое представляет собой «замаскированное управляющее воздействия или процесс передачи оснований для принятия решений одной стороной другой стороне». Желаемый результат достигается путем косвенного воздействия на чувствительные точки: мотивацию людей, их интересы и комплексы, моральные принципы, самооценку, чувство собственного достоинства, отношения и информационное обеспечение. То есть управление решением другой стороны осуществляется не прямо, не грубым принуждением, а путем передачи оснований, из которых можно логически вывести свое, но предопределенное первой стороной решение. Рефлексивное управление активно используется для продвижения интересов, информационной войны и иного рода манипуляций.


Александр Гавриленко

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square