Можно ли научиться думать?


Способность мыслить включает в себя рассмотрение поступков и ситуаций с разных позиций и с разной глубиной. Некоторые люди думать затрудняются, другие мыслят на уровне «Я думал о …». Более глубокое мышление выглядит приблизительно так: «Я думаю о том, что думаешь ты».


В различных областях жизни мышление развито не одинаково. Как правило, человек развивает профессиональное мышление, поскольку ему необходимо занять место на рынке труда. Но мало кто развивает свое повседневное мышление, поскольку общество этого не требует и этому практически никто не учит. Повседневное мышление касается жизненных ситуаций и взаимоотношений. Особенно оно важно для понимания событий при минимальной информации и отсутствии обратной связи. Люди часто не дают или искажают обратную связь, поскольку имеют склонность избегать ответственности за свои действия.


Человек с высоким уровнем повседневного мышления может просчитать возможные варианты развития событий, знать психологические особенности и реакции (свои и партнеров), а, следовательно, способен управлять ситуацией. Желаемый результат достигается путем воздействия на чувствительные точки людей: мотивацию, интересы, комплексы, моральные принципы, самооценку, чувство собственного достоинства, информационное обеспечение. Этому помогает тот факт, что затраты энергии на мышление у тех, кто не обладает знаниями, в десятки раз превышают затраты энергии на физическую работу. Поэтому, несмотря на всю очевидность, многие причинно-следственные связи остаются невидимыми для большинства.


Мы считаем, что основной путь обучения мышлению - это понимание его алгоритмов и апробация их на практике. По мнению профессора Нью-Йоркского Университета, доктора психологии Л.Н. Ланды, для людей с особенно важны готовые алгоритмы, поскольку «…психологи и учителя говорят, что люди просто не знают, как правильно мыслить». Учитывая, что не все задачи – например, творческие – можно свести к подробным алгоритмам, тем не менее, можно это сделать для задач повседневного мышления и принятия решений по профессиональным вопросам. Думание, по определению Ланды – то, что вы делаете со знаниями, т. е. технологии и операции над знаниями.


P.S. Лев Наумович Ланда (1927-1999) - психолог с мировым именем. Его детство и юность прошли в Ленинграде. Там он закончил школу-десятилетку при консерватории и ЛГУ (философский факультет, психологическое отделение). Л.Н. Ланда работал над проблемой, которую впоследствии сформулировал в названии одной из своих книг: «Умение думать. Как ему учить?» Предметом обучения впервые становятся непосредственно механизмы мышления, когда каждый из обучаемых может овладеть не только содержанием знаний, но и процессами успешного оперирования ими. Большое значение имеет введенное в психологию Л.Н. Ландой понятие алгоритма умственных действий. Идея реализации алгоритмического подхода в обучении стала центральной в докторской диссертации Л.Н. Ланды и его книги «Алгоритмизация в обучении». Составная часть теории алгоритмического подхода — формирование мыслительных процессов с заданными свойствами. Профессор Л.Н. Ланда возглавлял комиссию по программированному обучению при Совете по кибернетике АН СССР, руководил секцией программированного обучения в Педагогическом обществе РСФСР, выступал на международных конгрессах. Его идеи нашли широкое распространение во всем мире. В 1976 г. вынужден был уехать из СССР.


Александр Гавриленко

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square