Поиск
  • Катерина Морозова

Тенденции современного образования


В мире глобальной конкуренции качество образования становится тем, что позволяет как отдельной личности, так и обществу сохранить свои позиции в жизни и на рынке. Forbes, The Guardian, The New York Times, Huffingtonpost, The Economist и многие другие регулярно представляют свое видение тенденций развития высшего образования. Статистика впечатляет: у самого популярного ресурса онлайн-образования Coursera уже более 17 млн зарегистрированных пользователей и $146,1 млн в фонде от инвесторов; Udemy собрал $113 млн (данные на 11 января 2016 г.). Мы проанализировали тренды современного онлайн обучения.

Тренд 1. Персонализация образования. Отвечает на вопрос: как повысить эффективность от образовательного процесса с учетом знаний и личных особенностей студента (возраст, интересы, возможности и др.)? Есть и другая часть персонального подхода: подбор образовательных программ с целью определения, что именно стоит изучать, какие навыки осваивать, чтобы добиться успехов в жизни. Для персонализации используется, в основном, опросные листы до и в конце обучения. Контент онлайн-курса будет зависеть от того, как пользователь ответил на вопросы. Яркий пример – курсы Pearson MyLab, содержащие алгоритмы, которые адаптируют курс к потребностям каждого студента, его сильным и слабым сторонам по мере изучения предмета. Но наиболее адекватным вариантом для персонализации является построение персональной модели студента. Каналы монетизации - в основном, продажи SaaS (software as a service, программное обеспечение как услуга) образовательным учреждениям или интегрирование технологий в платформы MOOC (Massive Open Online Courses, массовый открытый онлайн курс).

Тренд 2. Извлечение знаний экспертов, их «упаковка» и вывод на рынок. Потенциал есть у платформ, которые научатся из огромного объема доступных курсов создать ценностное предложение под конкретную задачу конкретного ученика. Для потенциальных работодателей все большее значение имеет не диплом, а умения работника. Пути монетизации: корпоративное обучение в условиях оптимизации бюджетов, выход на рынок повышения квалификации. Это доказано успехом Skillshare и Udemy, позволившим пользователям записывать свои уроки и зарабатывать на них. В марте 2016 года индийский стартап Byju получил $75 млн от одного из самых известных мировых венчурных фондов, Sequoia capital. Харизматичные педагоги с актерскими навыками, спецэффекты и инфографика в совокупности со спецификой индийского рынка позволили компании выйти на 5,5 млн скачиваний приложения за три года. Этот сегмент на мировом рынке достиг $13,9 млрд в 2015 году, к 2020 году он вырастет как минимум на $3 млрд.

Тренд 3. VR и AR. Рынок VR решений для образования уже прошел отметку в $15,9 млрд. Эти технологии полностью меняют процесс обучения. Дополненная реальность (AR) станет инструментом персонализации образовательного процесса. Стартапы, которые научатся внедрять AR и VR в учебные продукты, смогут напрямую продавать их учебным учреждениям, корпорациям, а также договориться об интеграции новых технологий с образовательными онлайн-сервисами для повышения мотивации учеников.

Тренд 4. Новые технологии диагностики и выявления потенциала человека. Тренд является частью рынка оценки и тестирования, одного из самых крупных сегментов на рынке онлайн-образования. Рынок стартапов с продуктами для оценки и тестирования способностей только в США превысил $9 млрд.

Тренд 5. Микро-обучение. Дает возможность осваивать новые области знаний в формате пятиминутных ежедневных уроков. У таких проектов есть интересные схемы монетизации, такие, как, например, доппродажа полноценных сертифицируемых программ. Пользователь в формате микро-обучения знакомится с курсом, осваивает один модуль и дальше может докупить программу. Также появляются проекты, которые позволяют любой образовательный контент адаптировать в формат микро. Эти же технологии применяют несколько успешных компаний в сфере электронных книг. Активно развивается и видео- микро-обучение. По мнению аналитиков, к 2019 году видео будет отвечать за 80% интернет-трафика по всему миру. В анимационных роликах в упрощенном виде визуализируются технические схемы, обычно трудные для запоминания. Такие технологии все активнее приходят в корпоративное обучение и к 2020 году сформируют рынок объемом $31 млрд.

Тренд 6. Геймификация образования – обучение как игра, использование онлайн-инструментов и игры для создания обучающих курсов, борьба за бонусы вместо оценок.

Одна из вещей, о которой не говорят те, кто занимается бизнес-образованием, заключается в том, что изучаемые модели ведения бизнеса не являются рабочими, поскольку годятся только для определенных условий и времени. Скорость изменений на рынке труда такова, что без дополнительного образования и параллельной работы по применению полученных навыков на хорошее место рассчитывать не приходится. Работают только принципы, которые мало изменяет время.

#мышление

Просмотров: 0